Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вишневский учебно-воспитательный комплекс»

Адрес296030, Республика Крым, Красноперекопский район, Вишнёвка, Ленина, 62

Контакты администрации
Loading...

Классный час «День словаря»

Цели:

  • формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся,
  • использование компетентностного и системно-деятельностного подходов, ориентированных на использование современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у обучающихся собственной мотивации и ответственности за результат обучения;
  • расширять общую культуру и кругозор учащихся;
  • формировать правильную и выразительную речь.

Ход игры

  1. Узнать слова по определениям
  2. Объяснить значения и происхождения слов
  3. Составить определения
  4. Объяснить значения фразеологизмов
  5. Назвать омонимы
  6. I. Учитель: - Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну словарей. Для того чтобы много узнать об этой стране, мы будем останавливаться на каждой станции. Мы с вами разделились на два вагона, значит 1 вагон это 1 команда, 2 вагон это 2 команда.

- Ну, давайте поехали!

- Чу-чух-чух-чуу (Учитель в подражает паровозу, и дети повторяют за учителем)

II.- Мы подошли к первой станции которая у нас называется «Начальная».

Я бы хотела начать наше путешествие с этих строк «Словарь- это вселенная в алфавитном порядке» и мы сейчас погрузимся в эту вселенную. Вы наверное задаете вопрос почему именно в эту страну, в страну словаря. Я вам отвечу потому, что 22 ноября – День словаря и энциклопедий. Кто знает, почему именно 22 ноября подобает отмечать День словарей и энциклопедий? (Это день рождения Владимира Даля (1801—1872), создателя Толкового словаря живого великорусского языка. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В.И. Даля.)

 

Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы, или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари, которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.

К нам сегодня пришли в гости словари. Давайте посмотрим на парад словарей. И узнаем, какие же словари бывают.

III. Парад словарей. Интервью со словарями.

  1. Я – толковый словарьОбъяснение значений слов вы найдёте в толковых словарях. Наиболее популярный и доступный из всех существующих у толковых словарей – это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты и школьники, представители самых разных профессий.
  2. Я – этимологический словарьрассказываю о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веко; Читая словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жил и живёт. Если вас заинтересует биография какого-либо слова; обратитесь ко мне, “этимологическому словарю русского языка”.
  3. Я – словарь синонимов.Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова – друзья. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.
  4. Я – словарь антонимов.Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги”, загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы слова противоположение по смыслу.
  5. Я – словарь иностранных слов.Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
  6. Я – фразеологический словарь.Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: “бить баклуши”, “пожинать лавры” и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интерес для людей любых профессий.

Учитель: Спасибо, друзья-словари, что пришли к нам в гости.

-Дальше поехали!



  1. IV. - Наше первая встреча с “Толковым словарем”состоится на станции «Толковая» на этой станции имеются полустанции, и первая из них это «Предметная» задание следующее я буду читать определения, а вы называете предмет
  2. Красящая жидкость для писания (чернила)
  3. Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
  4. Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
  5. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи(Аппликация).
  6. Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
  7. Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
  8. Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
  9. Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
  10. Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев(Пенал)
  11. Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
  12. Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
  13. Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)

Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.

Второй полустанок «Сказочная»

Учитель: Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.
В. Я -  утюг! Нет никого! Буду здесь жить. ( стучит первый игрок ) кто там?
Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?
1- й игрок: Пустим ,если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и  у меня,  для них нужен стол и  т.д.  Дети по цепочке находят общие признаки.


  1. V. Учитель:и так переходим на полустанок «Загадочная», здесь вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.

1-я команда

“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)

“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)

“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)

2-я команда

Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация )
И летит за океан 
Информация! (Телефон)

 

“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)

 

“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)

 

Молодцы

 

  1. VI. Станция «Фразеологическая»

Объясните и разъясните значение фразеологизмов

Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.

Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.


VII. Станция «Омонимная»: Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.

“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс 
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)

Словарь омонимов

Учитель: Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы). Они называются омонимы. Теперы мы добрались до станции «Омонимная»

  1. И колючий зверек, и прическа(Ежик)
  2. И монета и верхушка дерева (Крона)
  3. И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
  4. И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)
  5. Огромная змея и часть саней (Полоз)
  6. И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
  7. Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
  8. И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
  9. И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
  10. То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)

Правильный ответ балл.

VII. Станция «Конечная»

Ну и наконец мы добрались до стации «Конечная». Подведения итогов.

  1. Вам понравилось путешествие?
  2. Что узнали интересного из этого путешествия?
  3. Вы бы хотели ещё раз поехать в путешествие?

Молодцы ребята, вы все справились с заданиями, мне очень понравилось с вами путешествовать.

Награждения.

Дата публикации — 11.11.2019